Чем успешнее вы становитесь, чем больше знаете и умеете, чем больше у вас знакомых и друзей, чем больше у вас денег…
…тем чаще приходится сталкиваться с необходимостью говорить «нет»!
Горячий пример:
Сегодня в 6 утра мне написал давний знакомый и сообщил, что с его автомобилем что-то приключилось, и именно мне предоставляется уникальный шанс его спасти!
Просьба очень странная, так как
- во-первых, моя машина весит 800 кг и способна вытащить разве что велосипед,
- во-вторых, в 6 утра я обычно сплю,
- в-третьих, я не записывалась в волонтерское движение спасителей тех, кто решил сэкономить на эвакуаторе.
И такие ситуации, когда отказывать просто необходимо, происходят регулярно.
Да, помогать людям необходимо, но не всем и не всегда.
Главное, не идти на поводу у всевозможных халявщиков, которые, как подсказывает опыт, довольно быстро садятся на шею и, когда вы наконец-то начинаете их отшивать, считают вас последней сволочью, очень быстро забыв о том, как много вы для них сделали.
Умение распознавать и избавляться паразитов, ворующих ваше время, является очень важным, особенно для предпринимателей.
Усовершенствовать мастерство готорить «нет» поможет следующая информация.
Отказывать нужно вовремя. Согласитесь, будет неприятно, если вас перебьют на середине предложения. Поэтому говорите «нет» или сразу, едва на горизонте замаячила просьба, или выслушайте все детали и дайте понять собеседнику, что вы поняли его просьбу.
Варианты отказов. Отказ – это психологические воздействие. Так что рассчитывайте силу, с которой вы его применяете.
Невербальный отказ
Это самый мягкий способ отказа. Вы фактически не отказываете, а даете понять собеседнику, что вынуждены отказаться. Выглядит это так:
– Пауза
– Зрительный контакт
– Полуулыбка (вы как бы рады, что к вам обратились, но сожалеете, что не можете принять просьбу)
– Обращение по имени
– Пауза
Все это укладывается в 1-2 секунды. Деликатный человек это воспринимает как отказ. Если же это не помогло, то можно ненадолго включить «мямлика» (так часто делают шведы). То есть сказать, что-то вроде «Нуууу», «Ммммм», «Как тебе сказать…». Тем самым вы показываете, как вам трудно отказаться. Если и это не помогло, то усиливаем степень отказа.
Отказ-сожаление
Это уже более сильная форма, чем невербальный отказ. Но она тоже относится к мягким. Лучше всех так отказывать удается англичанам. Давайте вспомним уроки из школы:
– «Мне жаль…» (Sorry…)
– «Боюсь, что…» (I’m afraid…)
– «Я вынужден…» (I have to…)
Дальше, не вдаваясь в подробности, вы объясняете, почему собственно отказываете. Пример: «Мне очень жаль, но обстоятельства сложились так, что я вынужден отказаться».
Окончательный отказ
Довольно часто в нашей культуре мягкий отказ не воспринимается как «нет». Поэтому бывает нужно применить жесткую форму. Используя не только слова сожаления, но и «это отказ», «мой ответ – нет», «это моё окончательное решение», «нет и точка», вы сможете донести до собеседника окончательное тактичное «нет». Пример: «Мне очень жаль, но я не смогу вам помочь. Это окончательное решение».
Отложить решение
Это самый простой способ. Только не забывайте потом связаться с просящим и сообщить о своем отказе. Естественно, с соблюдением вышеуказанных рекомендаций.
Если вам часто приходиться принимать решение об отказе по одними и тем же вопросам, то сформулируйте принципы, когда говорить нет.
Вот пример диаграммы от Джессики Хиш «Должен ли я работать бесплатно?».
Чтобы увеличить диаграмму, кликните по картинке.
Для просмотра диаграммы в полном размере, кликните по стрелкам в правом нижнем углу изображения.
Используйте для отказов эту готовую памятку-алгоритм или составьте что-то в таком роде, и вы избавитесь от давления текущего момента и снимите с себя моральную ответственность за каждое своё «нет».
Подготовлено с использованием lifehacker.ru
Хорошая статья, Надежда! Интересно, как ты выбираешь темы для своих статей? Заранее не готовишь темы для статей?
На конференциях-семинарах, в книгах, в интернетах я всегда в поисках гениальных идей, мудрых мыслей и интересных тем… я изучаю их, фильтрую, развиваю и, наконец, делюсь ими с читателями yastrebova.ru в контекте событий, которые происходят в моей жизни.
Я к сожалению, тоже никого не могу вытаскивать) У меня автомат(хото машина весит и в 2 раза больше..)
Нужно распределять всех «друзей» на разные категории.1. Настоящие друзья (не более 1-2)При любой ситуации приложить все возможные усилия для оказания необходимой помощи. Фактор времи суток роли не играет.2. Хорошие знакомые, приятели и люди, считающие вас другом.Помочь, но уточнить варианты ситуации. Рассматривать объект по симпатии, т.е. хочется ему оказать услугу или нет.3. Знакомые, малознакомые и т.п.Достаточно дать грамотное наставление по телефону. В данном случае достаточно было сообщить (в мягкой форме) знакомому о возможности услуги эвакуатора и предложить помощь в поиске контактов.Вбить запрос в гугл с телефона, не вставая с кровати, с последующей отправкой смс с номером эвакуаторщика, отняло бы не более 1 минуты. После этого можно продолжать спать или бодродствовать. Вас всё равно вас уже разбудили этим нелепым звонком и 1 минута ничего не решает.P.S. Что бы избежать подобных просьб не следовало писать о наличии внедорожников, а так же выключать телефон на период сна.
Бог завещал нам помогать ближним !
Всецело согласен.
Разделю помощь на СОДействие, когда человека можно подтолкнуть и он сам пойдет. А в большинстве же случаев помощь похожа на паразитизм.
Дал 10 копеек, а он и завтра пришел и после завтра и стоит просит милостыню…
А зачем ему напрягаться?!
Ведь всё равно дадут!
Мне сложно отказывать кому бы то ни было. Хотя умом понимаю, что делать это нужно частенько.
Я привык отказывать напрямую, незнаю хорошо это или плохо, но это так.