Эта статья с «National Geographic» об экологических проблемах, которые связаны с сельским хозяйством. Рекомендую!
Крупное сельскохозяйственное производство или небольшие фермы, использующие только органические удобрения? Вопрос необязательно должен стоять именно так. Есть и третий путь.
Размышляя об угрозах окружающей среде, мы, как правило, представляем себе автомобильные пробки и извергающие дым фабричные трубы, но никак не тарелку с обедом.
Однако именно наша самая естественная потребность — потребность в пище — и представляет одну из самых серьезных угроз для планеты. Сельское хозяйство является одним из важнейших факторов, вызывающих глобальное потепление: оно производит больше парниковых газов, чем все автомобили, поезда и самолеты, вместе взятые. В основном это метан, выделяемый скотом и рисовыми полями, и закись азота, поступающая от удобрений. Аграрная отрасль — самый алчный потребитель драгоценных водных ресурсов и один из главных источников загрязнения окружающей среды: удобрения и навоз, попадая в воду, нарушают хрупкие экосистемы озер, рек, внутренних и окраинных морей. Кроме того, сельское хозяйство способствует утрате биологического разнообразия: уничтожая степи и леса ради ферм, мы теряем естественную среду обитания многих видов живых существ, что ведет к их вымиранию.
Именно наша самая естественная потребность — потребность в пище — и представляет одну из самых серьезных угроз для планеты.
И все эти проблемы усугубляются по мере того, как человечество пытается удовлетворить свои растущие запросы. К середине века на Земле, скорее всего, будет на два миллиарда едоков больше, чем сейчас, — то есть более девяти миллиардов. Сам по себе рост населения — не единственная причина того, что нам потребуется больше пищи. Повышение благосостояния людей по всему миру, в особенности в Китае и Индии, приводит к увеличению спроса на мясо, яйца и молочные продукты — а значит, требуется высевать все больше зерновых и сои, чтобы прокормить больше скота и кур. Если обе эти тенденции сохранятся, то к 2050 году нам придется получать урожай, примерно в два раза превышающий нынешний.
Подобно профессиональным политикам, участники дискуссии о том, как нам справиться с глобальной продовольственной проблемой, слишком резко разошлись во мнениях.
С одной стороны — сторонники крупных фермерских хозяйств и глобальной торговой сети, с другой — те, кто отстаивает традиционные органические методы. Споры ведутся подчас весьма ожесточенные, и, так же, как в политике, они, похоже, только разобщают нас, а не помогают понять друг друга.
Приверженцы крупных хозяйств говорят о том, что современная механизация, искусственное орошение, удобрения и генная инженерия могут повысить урожаи до уровня, удовлетворяющего спрос. И они правы. Их противники утверждают, что мелкие фермеры по всему миру могут существенно повысить урожайность — а заодно и сами выбраться из нищеты, — применяя проверенные временем методы, способствующие повышению плодородия почв без химических удобрений и пестицидов. И они тоже правы.
Но ведь совершенно необязательно принимать один подход и полностью отвергать другой. Гораздо полезнее было бы изучить все хорошие идеи, из чьего бы стана они ни исходили, и использовать преимущества обоих подходов.
Мне посчастливилось возглавлять группу специалистов, которые попытались найти ответ на простой вопрос: как получить вдвое больше продовольствия, одновременно уменьшив вред, который наносит природе сельское хозяйство? Обработав огромный объем данных о земледелии и окружающей среде, мы предложили пять шагов, которые могут разрешить стоящую перед миром дилемму.
Шаг первый: не расширять сельскохозяйственные угодья
Когда нам требовалось больше пищи, мы на протяжении значительной части своей истории просто-напросто вырубали леса или распахивали степи. На сегодня мы уже расчистили под посевы земли, по площади равные Южной Америке. Территория, которую мы используем для животноводства, еще больше — примерно с Африку. Распространение сельского хозяйства привело к исчезновению целых экосистем по всему миру, в том числе североамериканских прерий и атлантических лесов Бразилии; тропические леса продолжают сокращаться пугающими темпами.
Но мы больше не можем увеличивать производство продовольствия лишь за счет расширения сельскохозяйственных угодий. Вырубка тропических лесов ради распашки полей — один из самых сокрушительных ударов, которые мы наносим природе, причем это редко делается во благо тех 850 миллионов человек, которые все еще голодают. На самом деле освоение этих пространств никак не укрепляет глобальную продовольственную безопасность: они используются для разведения крупного рогатого скота и выращивания сои, которой его кормят, а также для производства лесоматериалов и пальмового масла.
Шаг второй: получать больше с имеющихся полей
«Зеленая революция», начавшаяся в 1960-е годы, привела к росту урожаев в Азии и Латинской Америке за счет использования улучшенных сортов сельскохозяйственных культур и большего объема удобрений, а также искусственного орошения и механизации — но обернулась серьезным ущербом для окружающей среды.
Сегодня мир может приложить усилия для повышения урожайности на менее плодородных землях, особенно в Африке, Латинской Америке и Восточной Европе — там, где заметен разрыв между существующим уровнем производительности сельского хозяйства и тем, которого можно было бы достичь, используя более совершенные методы. Высокотехнологичное «точное» земледелие, равно как и идеи, позаимствованные у органического сельского хозяйства, могли бы резко — в несколько раз — увеличить здесь сборы зерновых и бобовых.
Шаг третий: рационально использовать природные ресурсы
Уже разработаны и опробованы способы повышения урожайности при одновременном резком снижении ущерба, который наносится окружающей среде традиционным сельским хозяйством. Сегодня коммерческое земледелие стремительно развивается, изыскивая все новые методы внесения удобрений и пестицидов с помощью сельскохозяйственных машин, оснащенных сенсорными датчиками и GPS. Многие фермеры пользуются смесями удобрений, разработанными с учетом особенностей почвы на их полях, что помогает уменьшить смыв химикатов в окрестные водоемы.
Органическое земледелие также способно сильно сократить потребление воды и химикатов — речь идет об использовании запашных культур, мульчи и компоста для улучшения почвы, водосбережения и накопления питательных веществ. Многие фермеры научились разумнее использовать воду, устанавливая более экономичное оборудование, как, например системы подпочвенного капельного орошения. Новые разработки как в традиционном, так и в органическом сельском хозяйстве помогут увеличить объемы производства культур на единицу потребляемой воды и питательных веществ.
Шаг четвертый: изменить рацион
Накормить девять миллиардов человек было бы проще, если бы большая, чем сейчас, доля выращиваемого урожая попадала непосредственно в желудки людей. Сегодня в мире лишь 55 процентов калорий, полученных из сельскохозяйственных культур, питают собственно людей; остальное идет на корм скоту (36 процентов) или перерабатывается в биотопливо и промышленные товары (9 процентов). Хотя многие из нас едят мясо и яйца, пьют молоко, произведенные в специальных скотооткормочных комплексах, лишь небольшая часть калорий, содержащихся в корме, который дают этому скоту, переходит в продукты, которые съедаем мы. На каждые 100 калорий зерна, потребленных скотом, мы получаем лишь около 40 новых калорий молока, 22 — яиц, 12 — курятины, 10 — свинины или 3 — говядины. Поиск более действенных способов производства мяса и переход к рациону с меньшим его содержанием может высвободить для потребления людьми значительные объемы зерна. Снижение доли пищевых культур в производстве биотоплива также может сделать продукты доступнее.
Шаг пятый: сократить отходы
До половины общей массы продуктов питания выбрасывается или портится прежде, чем их успевают съесть. В богатых странах это происходит по большей части на домашних кухнях, в ресторанах и супермаркетах; в бедных — пища часто портится по пути на рынок из-за плохих условий хранения и перевозки. В развитом мире потребители могут сократить объем отходов с помощью самых простых мер: достаточно уменьшить порции, доедать оставшуюся от предыдущей трапезы пищу позже и поощрять рестораны и супермаркеты за то, что они сокращают объем отходов. Решение этой проблемы было бы одним из самых эффективных способов снижения потребления.
Вместе эти пять шагов могли бы более чем вдвое увеличить запасы продовольствия в мире и одновременно уменьшить вред, наносимый сельским хозяйством природе. Но шагать по этому пути непросто: он требует преодоления сугубо потребительского отношения к миру.
Земли, отведенные под сельское хозяйство
Миру нужно больше
Еда — или корм и топливо?
На карте показано, как используется большая часть полученных в том или ином регионе калорий: в качестве пищи для людей (зеленый цвет) или корма для скота и сырья для биотоплива (фиолетовый). В мире только 55 процентов калорий, содержащихся в сельскохозяйственных культурах, напрямую попадает на стол. Еще 4 процента мы получаем опосредованно, потребляя мясо, молочные продукты и яйца животных и птиц, которых откармливали зерном.
Грозит ли России голод?
Андрей Журавлев
О сельском хозяйстве с советских времен принято говорить либо ничего, либо очень плохо.
О том, что в этой отрасли творится, многие предпочитают не знать: пришел на рынок или в супермаркет — купил, условно говоря, яблоки и картошку. Больше ничего и не нужно. Правда, если начинаешь у хорошо знакомых продавцов выведывать, «что и откуда», то оказывается: «ростовские» помидоры прибыли прямиком из Турции, «карельский» лосось — из Норвегии, а «липецкой» картошки уже и в природе не существует. «35 тонн оленины с прошлого сезона лежит, — делится своими проблемами руководитель одного из чукотских оленеводческих хозяйств, — в этом году еще больше запасем, а закупщики нас словно не замечают». — «Мы завозим уругвайскую говядину, нам так проще», — заочно отвечает ему руководитель одной из закупочных компаний. А что если нам по тем или иным резонам, а у политиков таких резонов, как у шулера — крапленых карт, обрежут весь продуктовый импорт? С голоду помрем?
— Россия одна из тех немногих стран, которые вполне обеспечивают себя необходимым продовольствием, — рассказывает Александр Кудрявцев, заместитель директора по науке Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН. — У нас достаточно производится пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, ячменя, курятины, даже кукурузы: хватает и на экспорт. Кроме того, в мире осталось около 100 миллионов гектаров пустошей, которые безболезненно можно использовать для расширения сельскохозяйственных угодий. И почти вся эта территория находится в России. Не стоит также забывать, что самые распространенные в мире сорта той же пшеницы и подсолнечника — это потомки сортов, которые создавались отечественными селекционерами. Но нужно понимать, что всего этого легко лишиться, если засевать наши поля сортами культур, выведенными в других условиях: один-два года можно собирать хорошие урожаи, а затем — лето чуть посуше или зима попрохладнее (а для нас ощутимые климатические колебания — это норма), и всходы не поднимутся. Так, скажем, случилось с итальянскими сортами твердых пшениц, которые попробовали выращивать в Поволжье: ну, не «растут» у нас макароны. А главное — работы по селекции новых сортов не должны прерываться. Есть опасения, что в связи с начавшейся реорганизацией российских академий мы можем потерять самые ценные научные центры селекции с их прекрасными кадрами. И необходимо беречь уже созданное — хотя бы сохранять свои сорта, высевая их на делянках научных станций, как было заведено еще при Николае Вавилове. Иначе уже в ближайшем будущем новые сорта будет получать не из чего.
То, что далеко не все из произведенного отечественными фермерами доходит до стола, а если доходит, то в разы подорожавшим, — это уже не научная, а стратегическая проблема, то есть государственная.
Кто самый голодный?
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в 2011—2013 годах в мире — в развивающихся странах — голодало 827 миллионов человек. Это очень много, но по сравнению с 1992 годом количество голодающих уменьшилось на 17 процентов, а отнюдь не увеличилось, несмотря на рост населения.
Источник: nat-geo.ru
Эта статья — часть моей копилки полезных статей. В этом разделе я собираю только то, что считаю действительно важным и интересным для моих читателей. Орфография и пунктуация авторов сохранена.